Звучит неплохо. Но что оно означает?
Чтобы поступить в вуз, школьник должен подготовиться к поступлению – отработать свои знания по каждому экзамену, выбрать специальность, собрать разные достижения, закрыть проект, написать сочинение – много вещей. Это настоящий серьезный труд, очень благородный труд, большой труд. Если провести аналогию с миром инвестиций, то школьник и его семья – это инвесторы, которые вкладывают большие усилия в то, чтобы поднять планку баллов, с которыми они получат больше свободы в выборе места учебы.
Соответственно, с заработанными баллами ты ожидаешь соответствующий уровень образования – это сидит в нашей голове еще на бессознательном уровне: усилие вознаграждается. Каково же бывает удивление вчерашних школьников, когда ситуация складывается совсем обратная: они не могут получить общежитие, лаборатории закрыты, программа обучения не актуальна, а практику можно пройти за мытьем кафедры.
Другая материя, с которой сталкиваются школьники – это иллюзии о специальности, на которую они поступают: представление о профессии юриста как адвоката-оратора, выступающего на трибуне в защиту подсудимого, и фактическая реальность в большом количестве бумажной работы, также кратно расходятся.
Нет понимания и того, в чем специальность состоит: поступающие на медиков не знают, какие специализации для них возможны, какие циклы их будут ожидать на 4м курсе, через какие требования на экзаменах им придется пройти – не случайно очень много ребят отчисляется с медов на 3-4 курсе, теряя пару лет своей жизни.
Вместе с этим сомневающийся в выборе между двумя специальностями школьник может не знать, что существует интегрированная по ним программа – типа менеджмента биотехнологий, когда ты сочетаешь скиллы менеджера и исследователя в области биологии.
Нет понимания и о том, какие перспективы могут ждать их после учебы – что, в принципе, объясним: после сдачи экзаменов хочется, чтобы от тебя как можно скорее отвязались, поступили куда угодно и закрыли всю эту историю. Даже нет понимания, что бренд вуза не гарантирует успеха на рынке труда – и с осознанием во время учебы в вузе уже начинаются настоящие поиски.
Эти три основных столпа: несоответствие ожиданий результату, иллюзии о специальности, а также её непонимание – формируют проблему, в которой побеждает вся система образования – и проигрывает конкретный школьник. Он может так и не найти себя, запутаться в этой жизни, и ничего в этом хорошего нет.
Потому мы выступаем за подход, когда школьник и его семья могут более осознанно подойти к выбору места учебы и специальности, опираясь не только на количество баллов, но и на перспективы на рынке труда. Когда они могут понять, в каком месте образование классное, а каких образовательных программ лучше сторониться. Когда они могут подобрать, что лучше им подходит. Когда они могут подобрать свой идеальный трек учебы. Иначе говоря, здесь семья и школьник становятся «разумными инвесторами», спасают себя от рисков поступления не туда и не на то.
Россия предоставляет большие возможности для получения высококлассного мирового образования, но нужно уметь выбирать как программу, так и специальность.
Потому лично я призываю активно следить за нашим блогом, нашим каналом – и пользоваться нашими решениями. Для нас важно, чтобы ребят, которые не знают, что с собой делать после выпуска из вуза, стало намного меньше. Думаю, это важно и каждому, кто читает эту статью.
Так что давайте подходить внимательнее к выбору того места, куда мы поступаем, ради которого готовимся и прикладываем усилия. Давайте лучше планировать выбор специальности. Рынку труда эта наша работа очень понравится.